Ученый Новой Эпохи. К 120-летию Юрия Николаевича Рериха

 

Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии.
                                                                                                                                                                С.Н.Рерих

Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм.

Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.
Ю.Н.Рерих

16 августа 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося деятеля науки и мировой культуры, которого по праву называют ученым Новой Эпохи. Воспитанный в духовном пространстве необыкновенной семьи, он с ранних лет знал свой дальнейший путь и с великим достоинством справился с поставленными перед ним задачами. Утонченный лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник и общественный деятель, Юрий Николаевич Рерих поистине был творческой личностью. Его фундаментальные исследования – бесценный вклад в золотой фонд отечественного и мирового востоковедения, открывающий новые возможности для понимания истории и культуры народов Востока. И то, что он сделал для России, почти забывшей имя Н.К.Рериха, переоценить невозможно. «Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, – пишет Л.В.Шапошникова, ведущий исследователь творческого наследия великой семьи, – в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им».

Старший сын Юрий в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов родился 16 августа (3 августа по ст. ст.) 1902 года вблизи деревни Окуловки в Новгородской губернии, где его отец проводил археологические раскопки. Археология была той областью, которой Николай Константинович уделял серьезное внимание и занимался с неиссякаемым энтузиазмом. Каждое лето он оставлял городские дела и отправлялся в экспедицию. На этот раз его сопровождала Елена Ивановна и оказывала мужу содействие.
Согласно метрической книге Новгородской епархии Валдайского уезда Бологовской Покровской церкви за тот год, новорожденного крестили 14 августа (по ст. ст.) и дали имя Георгий. Восприемниками записаны князь Павел Арсеньевич Путятин, предводитель Вышневолоцкого уездного дворянства, и бабушка, вдова санкт-петербургского нотариуса Мария Васильевна Рерих.
Новгородская земля, к которой принадлежит Окуловка, имеет богатое историческое прошлое. Этот город расположен на живописных просторах Валдайской возвышенности. Он ежегодно привлекает к себе ценителей истории, древнерусской архитектуры и воспет русскими писателями. Виталий Бианки, влюбленный в этот край, назвал его «Страной Див», куда равнодушным вход воспрещен: «Стоит только присмотреться к окружающему, задуматься над ним – и все вдруг окажется удивительным, загадочным, полным скрытого значения. И страстно захочется распутать непонятное, разведать неизвестное, понять тайное».
Ныне Окуловка стала местом притяжения почитателей семьи Рерихов. Как населенный пункт она образовалась путем постепенного слияния близлежащих деревень. Некоторые из них известны по писцовым книгам с 1495 года. Самым главным событием XIX века стало строительство Николаевской железной дороги, давшей основание для возникновения станции Окуловка. Сейчас это город, административный центр Окуловского района Новгородской области.
Между прошлым и будущим особое место занимает Окуловский краеведческий музей имени Н.Н.Миклухо-Маклая, где постоянно действует экспозиция «Рерихи на Новгородской земле». «Без преувеличения сказать, – говорится в анонсе, – всех представителей семьи Рерихов отличало многообразие талантов и широта интересов. Тем более приятно, что они оставили свой след и в истории нашего края. Николай Константинович Рерих по приглашению герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского занимался археологическими раскопками на Окуловской земле. Во время раскопок в 1900 году около имения Горы в местечке Воскресенский нос и в 1902 году в Полищах написал ряд этюдов – “Озеро”, “Лес”, “Домовичи” и др.
В 1902 году в усадьбе Кунёво, что находится близ станции Окуловка, родился его первый сын – Юрий. Юрий Николаевич прожил удивительную и яркую жизнь. Труды выдающегося ученого известны востоковедам всего мира, а его многогранная бескорыстная деятельность внесла большой вклад в дело понимания между народами».
Благодаря усилиям администрации Окуловского муниципального района, Международного Центра Рерихов и Тверской областной Рериховской общественной организации в 2002 году в память о 100-летнем юбилее Ю.Н.Рериха на здании городского Центра культуры и творчества была установлена мемориальная доска.
В 2007 году памятный дар жителям края преподнес Международный Центр Рерихов – в центре Окуловки 16 августа к 105-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха был открыт памятник ученому (автор Алексей Леонов).
Проведение культурно-образовательных экспедиций по рериховским местам – давняя традиция в деятельности рериховских общественных организаций. Одна из них по маршруту Окуловка–Мшенцы–Бологое прошла 16–17 августа 2012 года. Центральным событием экспедиции стал круглый стол «Сохранение культурного наследия российских ученых-путешественников (к 110-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха)».
В честь 115-летия Юрия Николаевича Рериха в 2017 году для гостей и жителей города была организована культурно-просветительная программа «Юрий Николаевич Рерих – рыцарь науки и культуры», выставка «Графика и живопись Ю.Н.Рериха», круглые столы «Юрий Николаевич Рерих – одно из славных имен, которыми гордится Россия» и «Проблемы сохранения наследия Рерихов».
Детство и отрочество Юрия Рериха прошли в Санкт-Петербурге. Мальчик был даровит, его редкие способности и память отмечались окружающими. Нужно отдать должное мудрой проницательности родителей, увидевших в сыне будущего ученого и поддержавших его начинания.
Старший сын особенно много занимался языками, с детства владел основными европейскими языками, проявлял любовь к истории и военному искусству. «История, филология, археология – как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и ближним Востоком, но уже пятнадцати лет увлекался Индией…» – вспоминал его брат Святослав.
И Юрий, и Святослав много рисовали. Живописные и графические работы, выполненные Юрием в школьные годы, свидетельствуют о его художественном таланте. В 1916 году петроградское издательство «Свободное искусство» выпустило в свет детский «Наш журнал. Наша Первая Книжка», в которую вошли рисунки 10–12-летнего Юрия Рериха. В приложении к книжке Н.К.Рерих оставил свое напутствие: «Очень сочувствую “Журналу” детей. Пусть говорят для себя, пусть учатся украшать свою жизнь и складывать свое творчество, которое даст будущую жизнь».
В 1912 году родители определили Юрия в частную гимназию Карла Мая, где он проходил курс обучения по 1917 год. В свое время там учился Николай Константинович с братьями Владимиром и Борисом. И хотя основателя гимназии Карла Ивановича Мая (1824–1895) давно не было в живых, гимназия по-прежнему пользовалась известностью. Основанная в 1856 году маленькая частная школа быстро разрослась в перворазрядное учебное заведение. Столь высоким признанием она обязана своему талантливому руководителю, отличной постановке учебно-воспитательной части и тем педагогическим принципам, которые в ней проводились. Кого из педагогов особенно ценил Карл Иванович? На этот вопрос в воспоминаниях бывших учеников дается согласный ответ: Песталоцци, Пирогова, Ушинского. С великой благодарностью академик Д.С.Лихачев вспоминал те несколько лет, которые провел в школе Мая, давшей ему мировоззренческий опыт. Девиз школы, начертанный К.И.Маем – сперва amo (люблю), потом уже doceo (учу). Он заложил в свое детище те начала, следовать которым считали своим нравственным долгом и его преемники.
Творческая атмосфера семьи Рерихов, интересы Николая Константиновича и Елены Ивановны самым благотворным образом влияли на духовно-нравственное развитие сыновей. С детских лет Юрий Николаевич общался с крупнейшими русскими учеными-востоковедами. С одним из них, известным монголистом А.Д.Рудневым, он приступил к изучению монгольского языка и литературы. Основы египтологии ему преподавал знаток древнейших цивилизаций Ближнего Востока, академик Б.А.Тураев. Еще в гимназии Ю.Н.Рерих определил выбор жизненного поприща – Восток, востоковедение. Блестящее образование, начало которому положено в юном возрасте, открывало ему доступ к новейшей западноевропейской востоковедческой литературе, а достижения отечественного востоковедения послужили стартом для его собственных научных исследований.
В декабре на Рождество 1916 года Рерихи уехали в Карелию, в небольшой городок Сердоболь на Ладожском озере, по которому когда-то проходил путь «из варяг в греки». А в мае следующего года в связи с обострением болезни Николай Константинович вместе с семьей вынужден был окончательно переехать в этот город.
После известных революционных событий Финляндия отделилась от России и некоторое время спустя закрыла границу. В Петроград Рерихи уже не вернулись. Никаких дипломатических каналов между Советской Россией и европейскими странами еще не существовало. С конца 1918 до марта 1919 года Рерихи жили в Выборге, а затем через Швецию и Норвегию переехали в Англию.
В Лондоне в 1920 году произошла знаменательная встреча Рерихов с Учителями Востока, сотрудничество с которыми продолжалось в течение всей их жизни. Именно тогда были записаны первые строки философской системы Живой Этики. «В Новую Россию Моя первая весть», – такими словами Великого Учителя открывается «Зов», первая из книг Живой Этики, документировать которые Елена Ивановна Рерих начала 24 марта того года.
Тогда же в Лондоне Рерихи познакомились с Рабиндранатом Тагором, выдающимся деятелем культуры, великим гуманистом Индии. Вспоминая о Тагоре, Николай Константинович писал: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской… Тагор услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия панно “Сны Востока”. Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца». Обсуждали путь в Индию. Но одно дело – зов сердца, другое – разрешение британских властей. Путь в Индию, как оказалось, лежал через США.
Заботы о серьезной востоковедческой подготовке старшего сына занимали большое место в экспедиционных планах Николая Константиновича. Не теряя времени, Юрий Николаевич сразу по приезде в Лондон приступил к основательному изучению санскрита и персидского языка под руководством известного британского востоковеда, профессора Э.Д.Росса, директора Школы восточных языков при Лондонском университете. Он свободно освоился с новыми предметами, проводил много времени в музеях, работал в библиотеках.
В сентябре 1920 года Н.К.Рерих вместе с семьей переехал в США, где Юрий Николаевич продолжил образование в Гарвардском университете. В университет его приняли очень быстро и легко. Санскритом, пали и китайским языком он занимался с профессором Ч.Р.Ланманом, профессором Вудом и другими. «Профессор Ланман сразу высоко оценил дарования Юрия Николаевича и уже тогда считал его будущим светилом», – свидетельствует С.Н.Рерих. Необычайные способности и редкостная работоспособность молодого Рериха позволили ему пройти необходимый курс за два года, и весной 1922 года Юрий Николаевич получил степень бакалавра по отделению индийской филологии.
Теперь его ждал Париж, крупнейший центр европейского востоковедения – Школа восточных языков при Сорбонне. Здесь Юрий Николаевич работал с профессором П.Пеллио, профессором Ж.Бако и другими учеными. Одновременно продолжал свои занятия историей, археологией и этнографией, посещал лекции на военном и юридическо-экономическом факультетах. И в 1923 году был удостоен звания магистра индийской словесности.
В итоге к началу Центрально-Азиатской экспедиции Юрий Николаевич прошел обширную лингвистическую подготовку, давшую возможность беспрепятственного контакта с народами Азии, что принесло ему и знания, и понимание условий, созидавших эти древние культуры. «Как прекрасно, что Юрий знает все тибетские наречия! Только без переводчика люди здесь будут говорить о серьезных вещах», – писал впоследствии его отец.
Дальнейшая судьба Рерихов связана с Индией. Заветная мечта осуществилась: «Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь». 17 ноября 1923 года от пристани Марселя отошел пароход «Македония» с четырьмя Рерихами на борту и взял курс на Бомбей. Даже имя корабля звучит символично и отсылает нас к легендарному индийскому походу Александра Македонского и древней долине Кулу, ожидающей теперь приезда Рерихов.
По прибытии в Бомбей Рерихи сразу отправились в поездку по главным культурным центрам и древним городам. С этого времени у Юрия Николаевича началась «неразрывная, живая связь со странами его специальности… Он становится неразлучным и незаменимым сотрудником и помощником отца во всех его начинаниях».
В 1924 году Юрий Николаевич вместе с семьей участвовал в экспедициях по Сиккиму и Бутану. Это была первая часть Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха. Ее результатом стала монография Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», изданная в 1925 году во Франции на английском языке. Этот научный труд, завершенный им в возрасте 23 лет, единственный в своем роде, других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.
Подготовка Рерихов к масштабной экспедиции по Центральной Азии завершилась к концу 1924 года. В общении с Учителями определялись цели и ее маршрут. Он пролегал по территории нескольких стран: Индии, России, Монголии, Китая и Тибета. Наконец в марте 1925 года Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи отправились из Дарджилинга в Великое путешествие.
На основном этапе Центрально-Азиатской экспедиции Юрий Николаевич Рерих выполнял роль не только переводчика. На нем лежала научно-исследовательская работа, почти вся организационная часть и охрана каравана.
Долгожданная встреча с Родиной началась 29 мая 1926 года, когда экспедиция пересекла советскую границу. Три месяца Рерихи провели в родных краях, проехали через всю страну, побывали в Москве, Сибири и, пройдя по Алтаю, двинулись дальше на восток «к обширным и бескрайним степям Монголии, в страну великих покорителей Азии», читаем в путевых заметках Юрия Николаевича.
Его имя уже известно не только на Западе, но и в России, что подтверждает газета «Бурят-Монгольская правда» от 1 октября 1926 года. Сообщая о приезде академика Н.К.Рериха в Улан-Батор, в заметке не забыли отметить: «В составе экспедиции прибыл молодой ученый магистр санскритской словесности, сын художника Г.Н.Рерих, новая книга которого о тибетской живописи была издана в 1925 г. в Париже издательством Гетнера».
Далее через Гоби, Наньшань, Цайдам и Восточный Тибет в конце мая 1928 года экспедиция прибыла в Гангток и официально завершила свой путь в Дарджилинге. Так впервые был проложен маршрут из Сибири через Тибетское нагорье и Трансгималаи прямо в Индию. Участники экспедиции, пишет Ю.Н.Рерих, «вернулись домой, унося с собой воспоминания о могучих снежных цепях гор, ревущих горных потоках и бескрайних пустынях. Несмотря на огромные трудности… во время которых экспедиции часто приходилось продолжать свой путь, она достигла замечательных успехов и вернулась с уникальным описанием районов Внутренней Азии».
Подробный маршрут и достижения этой исторической экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии». Свою книгу он посвятил родителям, которые «подвигли его на стезю науки и с детства вдохнули в его душу жажду новых открытий и исканий». Впервые опубликованная в Лондоне в 1931 году на английском языке, она была оценена на Западе как важная веха в истории ориенталистики и скоро стала библиографической редкостью. С полной версией перевода Международный Центр Рерихов подготовил ее издание к 110-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха.
По окончании экспедиции встал вопрос о систематизации и обработке собранного в пути научного материала и продолжении изучения обширных территорий Азии. Решение было найдено – 24 июля 1928 года в Дарджилинге Рерихи учредили Гималайский Институт научных исследований и назвали его «Урусвати». В декабре Рерихи переехали в Западные Гималаи и обосновались в долине Кулу.
Институт возник «под самыми хорошими знаками», и расположение его, как пояснял Н.К.Рерих, было избрано не случайно: «Урусвати, место исследований, место науки, должно быть построено в Гималаях, в границах древней Арьяварты. <…> Это уникальное место для многих научных исследований. Здесь вы чувствуете праздник знаний и красоты».
Следующий этап жизни Юрия Николаевича всецело связан с деятельностью Института «Урусвати», этого единственного в своем роде научного центра. «Почти 10 лет Юрий Николаевич был директором Института… – отмечает Л.В.Шапошникова. – И Институт был уникальным, как и его руководитель. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой».
Многообразная деятельность Института охватывала область археологии и смежных с нею наук, область естественных наук, включая медицину и фармакологию. Все отделы имели специализированные подразделения. При Институте функционировала научная библиотека, был создан музей для хранения коллекций. «Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока, – писал Ю.Н.Рерих. – Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».
Наряду с организационной работой Юрий Николаевич продолжал заниматься изучением культуры, религии, диалектов Тибета, публиковать исследования и переводы. Под его руководством выходят периодические издания Института – журнал «Урусвати» и серия «Tibetica». Появляются такие работы, как «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры», «Тибетский диалект Лахула». В то же время он приступает к созданию тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Подобную цель еще не ставил ни один ученый.
В 1935–1939 годах Ю.Н.Рерих создает «Историю Средней Азии» – фундаментальный труд, представляющий собой культурно-исторический обзор государственных и культурных образований Евразии с древнейших времен по XIV век. Здесь, как пишут исследователи, он «поставил перед собой задачу исследования Азии как единого культурно-исторического пространства» и «выступил основоположником нового направления в исторической науке, в основе которого лежат синтез, обобщение, поиск всевозможного единства и интеграционных связей». Этот трехтомный труд не был опубликован при жизни автора и вышел в свет благодаря Международному Центру Рерихов в 2004–2009 годах.
По сложившейся традиции Рерихи, когда основывали Институт, «имели в виду постоянную подвижность работы». С тех пор каждый год проводились исследования как в самой долине Кулу, так и в прилегающих к Западным Гималаям об¬ластях Тибетского нагорья.
В 1934–1935 годах Ю.Н.Рерих вместе с Н.К.Рерихом предпринял экспедицию в Японию, Китай, Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Власти США, огромные территории которой страдали от эрозии почв, достигшей масштабов национального бедствия, обратились к Н.К.Рериху с предложением возглавить экспедицию с целью поиска засухоустойчивых трав, способных предотвратить образование пустынь. Параллельно с ботаническими изысканиями Рерихи проводили археологические исследования, собирали материалы по лингвистике и фольклору. «Дневник Маньчжурской экспедиции (1934–1935)» Н.К.Рериха, освещающий этот важный этап в его жизни, Международный Центр Рерихов опубликовал в 2015 году. Кроме дневниковых записей Н.К.Рериха, в книгу вошли письма Н.К. и Ю.Н.Рерихов.
Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе Института. Елена Ивановна являлась его президентом-основателем, была ведущей в различных областях его научной деятельности. Николай Константинович, сочетавший в себе синтез искусства, науки и большие организаторские способности, являлся, как и Елена Ивановна, его основателем и идеологом. Святослав Николаевич – художник, знаток древнего искусства и местной флоры, прекрасный ботаник и орнитолог. Многосторонность знаний и занятий каждого члена семьи Рерихов при их слаженном сотрудничестве и неутомимой энергии давала эффективные результаты и способствовала широкому признанию Института «Урусвати» и в Индии, и далеко за ее пределами. Очень скоро Институт стал одним из крупнейших научных учреждений того времени, сотрудничал с выдающимися учеными, лауреатами Нобелевской премии, с научными и культурными учреждениями Индии, Америки, Азии, европейских стран и СССР.
Разрабатывая перспективу развития «Урусвати», Рерихи видели в нем будущий город Знания, который должен стать мировым катализатором новой науки космического мышления. «Основание города синтетического знания есть великое мировое дело… – отмечала Е.И.Рерих. – Не для себя работаем, но для человечества. Ведь каждый готов приложить лучшие усилия на общее благо, пусть и другие поймут это чистое устремление и загорятся к продвижению человечества на пути к синтетическому знанию».
В начале 30-х годов начался мировой экономический кризис, а затем страны Европы, Азии и Африки охватила мировая война. В 1941 году после нападения Германии на Советский Союз Юрий Николаевич незамедлительно направил телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получил отказ.
Деятельность Института «Урусвати» строилась на мировых связях и в военных условиях не могла продолжаться. «События Второй мировой войны прервали мирный труд сотрудников института, – писал Ю.Н.Рерих в «Листках воспоминаний». – Николай Константинович с тревогой наблюдал за надвигающимися событиями. И еще в 1930 году он выдвинул идею Знамени Мира для охраны культурных памятников во время войны. Как известно, этот Пакт был подписан в 1935 году и явился основой для международной конвенции, подписанной уже в послевоенное время, в 1954 году в Гааге».
История Института «Урусвати» не закончилась, продолжается она и сегодня. В 1989 году, создавая Советский Фонд Рерихов, С.Н.Рерих заложил в концепцию Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве широкую научную программу, предусматривающую возрождение Института «Урусвати», который может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения. В настоящее время Международный Центр Рерихов и Международный Мемориальный Трест Рерихов ведут серьезную работу по сохранению наследия Рерихов и возобновлению деятельности «Урусвати».
В 1940-е годы увидели свет такие труды Ю.Н.Рериха, как «Индология в России», «Сказание о царе Гесэре из страны Линг», «Происхождение монгольского алфавита», «Автор “Истории буддизма в Монголии”», «Тибетские заимствования в монгольском языке».
После ухода из жизни Николая Константиновича 13 декабря 1947 года Юрий Николаевич с Еленой Ивановной переехали в Дели, а затем в Калимпонг в Восточных Гималаях, где продолжилось его тесное сотрудничество с индийскими, тибетскими и непальскими учеными.
В 1949–1957 годах Ю.Н.Рерих работал в Индо-Тибетском исследовательском институте, организовал курсы по изучению китайского и тибетского языков, занимался созданием кабинета тибетологии в Нью-Йорке при Музее Николая Рериха. Регулярно ездил в Калькутту, где находились крупнейший центр по изучению буддизма «Общество Махабодхи» и Азиатское Общество. В Калькутте был опубликован знаменитый трактат по истории тибетского буддизма «Голубые Анналы», переведенный Юрием Николаевичем с тибетского на английский язык.
Труды Ю.Н.Рериха принесли ему мировую славу. К нему стремились приехать, получить разъяснения, стать учениками. Елена Ивановна Рерих дает высокую оценку деятельности сына: «Репутация Юрия как необыкновенного и талантливого, и знатока Востока твердо установилась и в Европе среди тамошних ученых». За выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, этнографии, археологии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского Общества в Лондоне, Азиатского Общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других научных учреждений мира.
Все эти годы Юрий Николаевич находился рядом с Еленой Ивановной. Она называла его «самым родственным» в семье и признавалась: «…Меня очень трогает эта привязанность в нем». Елена Ивановна ушла 5 октября 1955 года. Ламы кремировали ее и воздвигли белый субурган. На субургане сделали надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».
В августе 1957 года Юрий Николаевич, единственный из семьи Рерихов, приехал из Индии на Родину. Так начался заключительный этап его жизни и исполнения заветной миссии по возвращению творческого наследия Рерихов в духовную жизнь страны.
Местом жительства Ю.Н.Рериха стала Москва. Здесь он приступил к работе в Институте востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории и философии отдела Индии и Пакистана. По совокупности опубликованных трудов в 1958 году Рериху присвоили ученую степень доктора филологических наук без защиты диссертации и утвердили на должность заведующего сектором философии и истории религии.
Диапазон его деятельности обширный. Ю.Н.Рерих вошел в состав Ученого совета института и филологической секции, а также Ученого совета Института Китаеведения АН СССР, где руководил группой тибетоведения. По этому поводу он заметил: «Пришлось написать много статей. Но все это хорошо, во славу Родины».
Кроме того, Юрий Николаевич участвовал в работе комитета по подготовке XXV Международного конгресса востоковедов в Москве, оргкомитета Всесоюзного совещания индологов и Советского комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток-Запад». Руководил аспирантами, оппонировал на защите диссертаций, преподавал языки, готовил публикации. В секторе философии и истории религии возглавил группу по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Возобновил издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф.Ольденбургом в 1897 году. Подготовил к печати древнеиндийский памятник «Дхаммапада», переведенный с пали В.Н.Топоровым.
В эти годы Юрий Николаевич дважды посетил Монголию. В 1959 году участвовал в проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе, где выступил с докладом «Монгольские заимствования в тибетском языке». После конгресса он посетил научные центры Бурятии, где пользовался, как и в Монголии, большим авторитетом. «Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить», – вспоминала его ученица.
За два с половиной года работы Ю.Н.Рерих сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродил школу российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики, воспитал немало учеников. Отмечая его вклад в номадистику, науку о кочевых народах и племенах, Л.Н.Гумилев писал, что исследования звериного стиля, проведенные Рерихом в Тибете, сделали «эпоху в науке».
Миссия Ю.Н.Рериха была гораздо шире научной деятельности. Перед ним стояла задача вернуть Родине имя Н.К.Рериха, художника, ученого, гуманиста, передать в дар народам России коллекцию его произведений, организовать выставки картин и художественный музей его имени. «Будет большим праздником вернуть творчество Николая Константиновича родной земле», – писал Юрий Николаевич в одном из писем. А исполнять волю Николая Константиновича и Елены Ивановны ему пришлось в очень непростых условиях.
Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность знакомства с подлинным творчеством его семьи. Он привез в Россию принадлежавшую ему часть наследия – более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. Не жалея своего времени, много ездил по стране, выступал с лекциями, докладами и рассказами по радио, в музеях и институтах. Появились публикации и первый документальный фильм о творчестве Н.К.Рериха, стали издаваться его труды, альбомы.
Благодаря Юрию Николаевичу прошли выставки картин Н.К.Рериха, сначала в Москве, затем в Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси и других городах. Раньше эти произведения здесь никогда не видели. Первая персональная выставка открылась 12 апреля 1958 года, в день Пасхи. Р.Я.Рудзитис писал по этому поводу: «Это истинный гимн великому подвигу красоты. В сердце чувствую, что будет сдвиг небывалый. Потому и 12 апреля считаем историческим днем. Долгожданная мечта наконец-то осуществилась. Лучшие сердца теперь соберутся, объединятся вокруг костра подвига прекрасного».
Через месяц Юрий Николаевич делился своей радостью с Рихардом Яковлевичем: «Выставка все еще открыта, как говорят – “народ не отпускает”. Действительно, все слои общества отдали должное ей. Как говорят: “Грандиозный успех”. Подготовляется монография с цветными репродукциями, будет выпущена серия открыток и подготовлен фильм…» Одновременно с выставками велись ответственные переговоры о создании персонального музея Н.К.Рериха в Ленинграде и в Сибири, на Алтае. Благодаря Юрию Николаевичу этот вопрос был впервые поставлен на правительственном уровне. Последнее решение министерства – автономная экспозиция при Русском музее в Ленинграде и музей-филиал в Новосибирске.
После проведения успешного выставочного турне Ю.Н.Рерих передал Русскому музею около 350 картин своего отца при условии их постоянной экспозиции и 60 полотен Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его надежде не суждено было сбыться. Государство и по сей день не обеспечило создание постоянной экспозиции произведений Н.К.Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и оказались в запасниках.
Не предприняло государство решительных действий и для спасения наследия из московской квартиры Ю.Н.Рериха, после его кончины оказавшегося в руках аферистов. Это были уникальные восточные коллекции, тибетские танки, собрание редких древних книг, дневники, рукописи, письма, более 100 картин. К распоряжению наследием С.Н.Рериха, его младшего брата, не допустили, и сейчас хорошо известно, чем кончилась эта интрига – полным разграблением и утратой культурного достояния для страны.
Когда Ю.Н.Рерих вернулся в Россию, он сделал невероятно много для пробуждения подлинного духа культуры. От Юрия Николаевича Рериха окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции философии Живой Этики. «В лице Юрия Николаевича, – утверждала Л.В.Шапошникова, – возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни».
Самоотверженный путь Юрия Николаевича Рериха – героический пример воплощения в жизни каждого дня устремления и преданного служения истине и общему благу. Он был не только выдающимся ученым с мировым именем, но и удивительным человеком, человеком богатой и щедрой души, мудрым, доброжелательным. По отзыву его ученика и сотрудника, «ученый в нем никогда не заслонял человека, а величие ума в соединении с величием сердца покоряли всех, кому доводилось с ним сталкиваться».
Преждевременный уход Юрия Николаевича Рериха – невосполнимая утрата для науки и нашей культуры. Это случилось 21 мая 1960 года. Его прах покоится в Москве на Новодевичьем кладбище. Проект памятника, открытие которого прошло 17 августа 1965 года, разработал Святослав Николаевич Рерих.
Как обращение к последователям, прошлым, настоящим и тем, кто придет завтра, звучат слова Юрия Николаевича, сказанные в одном из его ранних писем: «Радостно сознавать, что общее дело ширится, растет и захватывает новые возможности в будущем. Воистину, многообразны выявления Начала. Каждый день несет все новые и новые устремления, созидается заповеданный путь. И что радостно, что не в молитвенном преклонении совершается подвиг Служения, а в неустанном труде, завершающем решение духовно приявшего весть о будущем веке. И радостно встречаться на этом пути, радостно делиться новыми достижениями и вместе нести чашу общего труда. Слагается и звенит песня о нарастающей необходимости подвига, и счастлив тот, кто уловил ее значение».
Культурная общественность и рериховские организации России, отмечая юбилей Ю.Н.Рериха, планируют провести 15–16 августа 2022 года культурно-образовательную программу, которая разработана Комитетом защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха, Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов, Тверской областной Рериховской культурно-просветительской общественной организацией и Новгородской группой друзей общественного Музея имени Н.К.Рериха при поддержке Международного комитета по сохранению наследия Рерихов и Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области. Главным партнером программы выступает Международный Центр Рерихов.


16 августа в 14:30 в Окуловке состоится Международный круглый стол «Юрий Николаевич Рерих – человек подвига. Судьба наследия. Актуальные вопросы, проблемы сохранения и популяризации».

Источник: сайт Международного Центра Рерихов https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7464